Моя первая машина: выбираем марку

В прошлом разговоре мы разложили всё по полочкам и решили покупать машину из вторых рук. Мы говорили о том, что новый автомобиль теряет до 20-25% цены в момент покупки, а через год подешевеет еще, причем сильно. А бывшая в употреблении дешевеет совсем не так стремительно. Скажем, десятилетний автомобиль за год может потерять 3-5%. Стало быть, первый автомобиль лучше купить недорогой, который не так жалко царапать, с простой целью: набраться опыта.

Но не новый автомобиль может сломаться, скажете вы. И будете совершенно правы. Может. А может и не сломаться. И тогда бесконечные ремонты не опустошат ваш кошелек. В самом деле: как определить надежность автомобиля? Говорят, марка Х надежна, но у вашего знакомого как раз она и ломается. А у другого знакомого – по слухам ненадежная, но катается из года в год без серьезных поломок. Ну понятное дело: одному просто повезло, другому – нет. Тут поможет только статистика – большой объем автомобилей разных марок и моделей и количество отказов. Вопросом надежности задавались многие организации, в разных странах, чаще всего, автомобильные журналы. Как правило, дело заканчивалось опросом читателей, по которому и оценивалась надежность. Но опрос – дело скользкое. Во первых, мало кто ведет журналы поломок и отказов, а во-вторых, сама оценка, как ни крути, субъективная. Поэтому к подобным рейтингам надежности надо относиться с большой долей скепсиса. Дальше других в вопросе продвинулись немцы, в своем знаменитом рапорте TUV. Там публикуется рейтинг не по какому-то опросу автовладельцев, а собирается (и обобщается) информация с пунктов техосмотра. Пункты эти принадлежат одному хозяину – клубу автомобилистов ADAC. Количество членов клуба - более 18 миллионов человек, а тираж ежемесячного журнала ADACmotorwelt - 14 миллионов экземпляров. Техосмотр в Германии проводится со всей строгостью и пунктуальностью, а его результаты сводятся в таблицы. Так и получается самый объективный рейтинг автомобилей – по количеству поломок на 1000 машин каждой марки, знаменитый «Рапорт TUV».

Но как сравнить, скажем, Лексус с Логаном? Японец нафарширован всевозможными аксессуарами по самое не горюй, а у московского француза разе что кондиционер. Само собой, чем сложней машина, тем больше в ней поломок, как бы хорошо она ни была сделана. А в самой простой и ломаться вроде нечему. Это так, но педантичные немцы знают дело. И потому учитывают только поломки жизненно важных узлов - подвески, рулевой, светотехники, двигателя, тормозов и КП – то, что есть у всех машин. Ну, еще - коррозию. Стеклоподъемники, радары, кондиционеры, электронные бары и прочие фенечки попросту игнорируются в рейтинге.

Учитывается и возраст авто: машины разбиты на пять групп. До 3 лет они считаются новыми, а после - сведены в подгруппы по два года, для удобства.

Так что пользоваться таблицей, сверстанной в Германии, вполне можно и у нас. Конечно, качество дорог, обслуживания, бензина и т.д. у нас они не так хороши, как в Германии. Значит, машины стареют и рушатся быстрей. Но ведь очевидно, что авто со слабой для Германии подвеской и в России быстрей потребует ремонта. А двигатель, который капризничает при их уходе, их топливе и маслах не сможет чудесным образом заработать как часы у нас. Конечно, местные факторы нельзя полностью сбрасывать со счетов. Будь у нас подобная таблица, мы бы ориентировались по ней. Но ее нет! Поэтому будем довольствоваться тем что есть, имея в виду, что будь рапорт и в России, он изменился бы не очень сильно.

Что можно почерпнуть из рапорта и кому он интересен? Да всем, кто подумывает обзавестись неновой иномаркой. Ведь важней всего для владельца импортного авто его надежность. Никто не хочет отрывать от семейного бюджета незапланированные деньги. Немецкая таблица дает информацию именно о надежности машин. Опираясь на нее, легче не прогадать. Конечно, оценка TUV среднестатистическая. Конкретное авто может оказаться и без типовых дефектов, а может преподнести их целый ворох - тут уж как повезет. Но всегда предпочтительней тащить свой билет из хорошего товара!

TUV расшифровывается так: Technischer Uberwachungs-verien, или "Объединение технадзора". Именно эта огромная контора проводит во всей Германии контроль автопарка. Парк немаленький - больше 40 млн. машин. К техосмотру в ФРГ новые машины представляют после 3 лет эксплуатации, а потом - каждый год. Поэтому проверяется не весь необъятный парк. Сама по себе проверка весьма серьезна. Машину осматривают на предмет трещин, потеков и т.д., проверяют токсичность, люфты, шины, тормоза, фары и ходовую по полной программе. Автомобили с серьезными дефектами изымаются из эксплуатации! Этого техосмотра немцы настолько боятся, что цена б/у машин, не прошедших ТЮВ, значительно ниже.

Итак, посмотрим, какое же качество (и, значит, надежность) у разных брендов:

Что мы видим? Их первых пяти мест четыре – у Японии. Это привычно и закономерно. Тойота и ее дочерняя компания Лексус всегда славились качеством, Субару и Мазда мало им уступают.

Неожиданным оказалось появление на пятой строчке рейтинга корейского КИА. Хотя резкое и неуклонное повышение качества машин этой марки отмечают многие специалисты.

Еще более неожиданным открытием станет для новичка тот факт, что такие марки, как Порше и Мерседес не могут блеснуть выдающейся надежностью.

А Тесла и Вольво и вовсе плетется в аутсайдерах. А ведь это самые объективные данные, какие только можно найти, обобщенные сведения о количестве серьезных поломок.

Делаем вывод. Рачительный хозяин выберет модель, которая держится в верхней части таблицы независимо от возраста. И тем сбережет и нервы, и кошелек.