Езда по плохим дорогам

Каждый автомобилист время от времени сталкивается с преградами, которые требуют специальных навыков для преодоления. Без них приходится тратить много сил и времени, чтобы проехать всего несколько метров, наблюдая, как более опытные водители легко справляются с такими же ситуациями. Это могут быть снежные или песчаные заносы, броды, глубокие лужи, скользкие подъемы или косогоры, размытые или с глубокой колеей дороги. В такие моменты хочется воспользоваться словами Архимеда: «Дайте мне точку опоры...».

Умение приходит с опытом, но ускорить этот процесс можно, зная основные приемы, проверенные временем. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.

Возможность преодолеть препятствие зависит от нескольких факторов: тягового усилия ведущих колес, сцепления с грунтом, дорожного просвета и высоты расположения узлов, которые могут пострадать от воды (например, катушка зажигания, свечи).

Усилие на колесах

На мягкой дороге энергия автомобиля расходуется в основном на деформацию грунта перед колесами.

Усилие на колесах зависит от крутящего момента двигателя и передаточных чисел трансмиссии. Мы можем изменять момент, нажимая на педаль газа и переключая передачи. Это особенно важно при движении по мягкому грунту, песку или снегу, когда колеса глубоко погружаются, но не буксуют.

Когда машина движется по такой поверхности, перед колесами образуются валики. Колеса частично подминают их, частично передвигают перед собой, расходуя почти всю энергию автомобиля. Если энергии не хватает, двигатель теряет обороты, скорость падает, появляются рывки в трансмиссии. Это признак чрезмерного сопротивления движению, и насиловать машину в таких условиях не только бессмысленно, но и вредно для ее компонентов.

Можно попробовать поднять обороты, выключив сцепление, а затем резко включить его, чтобы сделать короткий рывок. Однако это приведет к пробуксовке, и фрикционные накладки могут быстро выйти из строя.

Что же делать в такой ситуации? Прежде всего, максимально облегчить автомобиль, выпустив пассажиров и, если возможно, удалив груз. Затем плавно отъехать назад, чтобы не зарыться глубже, и так же плавно разогнаться, «тараня» образовавшиеся выступы в колеях. Этому поможет сила инерции автомобиля. Старайтесь поддерживать постоянные обороты двигателя, по мере необходимости увеличивая подачу газа. Если чувствуете, что обороты падают, несмотря на ваши действия, отъезжайте назад и повторяйте «таран». Так можно постепенно преодолеть трудный участок.

Затрудняют движение повернутые передние колеса. Чем глубже колея и тверже грунт, тем выше сопротивление. Иногда достаточно поставить колеса прямо, чтобы машина сдвинулась с места. Если нужно повернуть колеса, например, чтобы выехать из колеи, прокопайте пологий выезд лопатой.

Помните, что чем больше инерция автомобиля, выше обороты двигателя и ниже передача, тем больше сопротивление можно преодолеть. Заранее оценив препятствие, выбирайте режим, который позволит проехать участок с ходу.

Иногда колеса могут увязнуть по ступицу, и машина сядет на днище. Чтобы этого избежать, предварительно уложите по колее доски, ветки, кирпичи или грубое полотно. Они увеличат площадь опоры и не дадут колесам провалиться. В крайних случаях, когда грунт очень вязкий, а попытки выбраться собственными силами неэффективны, лучше прибегнуть к помощи буксира, ручной лебедки или домкрата.

Сельским жителям, охотникам и рыболовам, чей путь не всегда заканчивается асфальтом, лебедка просто необходима. Она поможет автомобилю, застрявшему на скользком подъеме, в реке или луже. Опорой лебедки может служить дерево, кол, лопата или монтажная лопатка.

Лопата — один из самых необходимых инструментов. Она пригодится не только для земляных работ, но и как точка опоры при вытаскивании машины. Лучше всего использовать садовую лопату. При покупке обратите внимание на качество деревянной ручки: волокна должны идти вдоль, без сучков.

Садовая лопата и монтажная лопатка — надежная точка опоры для вытаскивания автомобиля усилием человека (а) и домкратом (б). Вертикальной стрелкой показана сила веса человека, наклонной — свободный конец троса, который подтягивают после его ослабления.

В качестве опоры для троса ее используют вместе с монтировкой, как показано на рис. а и б. Сдвинуть машину со скользкого места иногда удается и одному человеку. Надо натянуть трос руками и встать на него. Под действием веса тела трос немного подастся, а часть его, находящаяся в руках, ослабнет. Подтянув ее, снова наступают на трос и вновь подтягивают. В результате многократного повторения машина продвигается вперед.
Домкрат потребуется для решения более трудной задачи. Действуя им, как показано на рис. б, можно вытащить машину, если ее колеса попали в канаву или глубоко погрузились в землю. За один прием удается продвинуть машину примерно на 30 см.

Ров или специально вырытая канавка могут заменить дерево в качестве опоры.

На твердом грунте, когда лопата не входит в него, можно ограничиться монтажной лопаткой, забив ее в землю. И наконец, если поблизости есть какой-нибудь уступ или ров, можно использовать их, как показано на рис. Трос закрепляют за основание черенка лопаты, бревно, какой-либо другой предмет и выводят к машине через прорытую для него канавку.

Колеса скользят

Мы рассмотрели случай, когда автомобиль застревал, не теряя сцепления с дорогой. Чаще всего проблема возникает из-за буксующих колес на подъеме, в снегу, на мокрой траве или песке. Чтобы избежать буксования, нужно уменьшить сопротивление движению или увеличить сцепление колес. Иногда приходится делать и то, и другое.

Если в колее образовались ступеньки, которые мешают движению, можно отъехать назад, срезать их лопатой и продолжить путь. Если колея неглубокая и рядом есть твердая поверхность, лучше сменить маршрут. Если отступить назад невозможно, под колеса нужно подложить сухие ветки, доски, солому или песок.

В преодолении сложных участков помогают специальные приспособления для колес, такие как цепи противоскольжения, браслеты и скобы. Особенно эффективна металлическая сетка с ячейками 20x20 мм, которую можно легко разместить в машине.

Чтобы избежать пробуксовки, важно не превышать силу сцепления шин с дорогой. Оптимальный режим вождения достигается тренировкой. Например, на первой передаче можно попробовать медленно увеличивать обороты двигателя на мокрой траве или укатанном снегу. Если скорость начнет снижаться и двигатель начнет работать на высоких оборотах, это значит, что колеса пробуксовали. В этот момент нужно плавно убрать газ и перейти на вторую передачу.

Машина также чутко реагирует на педаль сцепления. Резкое отпускание педали может вызвать пробуксовку, поэтому лучше не трогать ее, преодолевая трудный участок. Если без сцепления не обойтись, его нужно включать и выключать очень плавно, ориентируясь на обороты двигателя.

Важно помнить, что любые изменения режима работы и дорожных условий могут привести к пробуксовке. После нескольких тренировок водитель научится чувствовать границу допустимых оборотов и сцепления колес с дорогой, что поможет ему лучше управлять автомобилем в сложных условиях.

По глубокой колее

Третья причина, ограничивающая проходимость автомобиля, — недостаточный дорожный просвет для конкретных условий. На раскисших дорогах, с глубокой колеей, на мягких грунтах или сыпучем песке автомобиль может застрять, и вытащить его будет сложнее, чем просто буксующую машину. В других случаях достаточно толкнуть автомобиль или взять на буксир. Здесь такие действия могут повредить узлы и детали под днищем, особенно трубки и шланги тормозов. Поэтому, встретив размытый участок, тщательно его обследуйте и, если нужно, подготовьте для проезда.

Самый простой и надежный способ — следовать по наезженной колее. В такой колее грунт плотнее, и меньше вероятность наткнуться на камень или бревно. Если глубина колеи больше дорожного просвета, подсыпьте землю, песок, положите ветки или доски.

Если колея слишком глубока, ищите путь между ее гребнями. Проехать по твердым или широким гребням легко, а вот по мягким или узким — не всегда. Колесо стремится туда, где меньше сопротивление, и если приблизиться к краю колеи с мягким грунтом, оно может сползти вниз. Удержать его поворотом руля сложно, и автомобиль упирается передним мостом в грунт, а колеса повисают в воздухе.

Когда колеса одной стороны идут по колее, а другие по обочине — меньше вероятность зацепить землю днищем.

Чтобы избежать риска попасть в такое положение, лучше ехать колесами одной стороны по колее, а другой — по обочине (рис.). В этом случае намного легче выдержать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления. Кроме того, низшая точка автомобиля проходит выше над землей, чем в том случае, когда он движется по колее.
Ну а что делать, когда машина все же села на грунт? Прежде всего выйти и выяснить причину. В зависимости от нее и конкретных дорожных условий принимают план действий, который не грозит, во-первых, повредить машину, а во-вторых, застрять еще сильнее.
В большинстве случаев требуется сначала подать машину назад. Если не получается, поднимают ее домкратом и лопатой убирают мешающую землю. Иногда лучше положить под колеса доски, щебень и т. п. Особое внимание надо уделить установке домкрата, поскольку место для него обычно бывает самым неподходящим — грязь, снег или песок. Под пяту домкрата кладут доску, плоский камень, наконец, штык лопаты с таким расчетом, чтобы верхняя часть домкрата отстояла от дверцы_ машины на 150—200 мм, иначе при полном подъеме домкрат повредит ее.

Так при помощи буксира вытаскивают автомобиль, попавший в канаву.

В одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить машину — это когда передние колеса попали в ров или яму. Торец бревна или связанные в виде буквы X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их к машине (рис.). При натяжении троса передняя часть приподнимется, и машина продвинется вперед.

Не зная броду...

Нет необходимости много говорить о том, что, не зная глубины водной преграды и твердости дна, нельзя приступать к форсированию.

Вода легче песка или грязи, но она все же создает сопротивление при движении, особенно на высокой скорости. Если дно скользкое или мягкое, вода может остановить автомобиль. Если уровень воды не выше днища машины, ее можно преодолеть без особых трудностей.

Чтобы избежать волн, которые могут захлестнуть моторный отсек и глушитель, двигайтесь медленно на первой передаче и поддерживайте обороты двигателя выше средних. Менять передачу в воде рискованно, так как это может привести к остановке двигателя. В момент увеличения оборотов в выпускной трубе может возникнуть разрежение, которое засосет воду и остановит двигатель.

Если двигатель остановился в воде, его нельзя завести. Нужно вытащить автомобиль на берег, чтобы вылить воду из трубы. После проезда по воде, уровень которой доходил до тормозных барабанов, обязательно просушите тормоза. Нажимайте на педаль тормоза, пока машина не начнет реагировать. Барабанные тормоза задних колес можно просушить, затянув рычаг ручного тормоза.