Продавцы воздуха

Небольшое эссе о том, как уберечься от аварий из-за лопнувших колёс и том, как нас, автомобилистов, надувают. То есть - дурят. Особенно - начинающих. Особенно - дам. Потому назвал его: ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА

Кто знает, насколько часто автомобилисты меняют взрывающиеся от жары шины? Как часто приходится идти в автомагазин из-за стершегося протектор? А как сильно угнетает тяжелая необходимость подкачивать зимой колеса, а с наступлением тепла — обратно стравливать из них воздух? Чтоб не рвануло. Разорение? Успокойтесь. Нечасто. А точнее - редко. Скажем, подкачивать колеса обычно за сезон приходится один раз. Протектор выдерживает многие десятки тысяч пробега. А взрывов шин от перегрева история вообще не знает. Но это не важно. Важно то, что проблему некоторые люди озвучили и тот же решили её разом. С помощью газа под названием азот! Что это за "некоторые люди"? Ну вот, маленькая цитата, про почти таких же:

Брат, — говорит он, — прими мой сердечный привет! Не тебя ли я видел на юге Миссури прошлым летом, когда ты занимался продажей цветного песочка по полдоллара за чайную ложку и уверял, что стоит только всыпать его в лампу и керосин никогда не взорвется?
— Керосин и вправду никогда не взрывается, — отвечаю я. — Взрывается только газ.
О’Генри. Из сборника «Благородный жулик»

Недавно я заглянул в шиномонтаж — поменять резину. И при оформлении заказа рабочий просто, как о само собой разумеющемся, полуутвердительно спросил:
— Что, азотом накачаем?
— А зачем?
Он посмотрел на меня долгим оценивающим взглядом, вздохнул протяжно и изрек скороговоркой, пряча глаза:
— Он легче, колеса не шумят и не взрываются от перегрева, через вентиль не уходит, подкачивать не надо.
Признаюсь: заинтриговал он меня. Азотом нынче торгуют чуть ли не на каждом углу. Неужели все так просто? И тогда я обложился газетами, влез в Интернет и оккупировал телефон. Зацепило: на какую наживку клюет среднестатистический автовладелец и что думают по поводу азота настоящие специалисты?
Теперь не взорвется. Не спустит. И шуметь не будет. Управляемость улучшится, расход топлива, наоборот, упадет. И за все удовольствие каких-то 200-500 рублей.
Не верите? Зря! Загляните, например, на сайт фирмы «Техснаб» http://tehsnab21.ur.ru/nitro.html Тамошние специалисты расскажут и не такие подробности. Цитирую: «Кислород оказывает вредное воздействие на резину. Во-первых, он ускоряет ее старение. Во-вторых, проникает сквозь самые тончайшие отверстия, «вытекает» из самых герметичных резервуаров, следовательно, и из шины. Азот не так легко выходит из шины, как воздух, т.е. потери давления гораздо меньшие, чем при наполнении шины воздухом». Подобных ссылок в Интернете превеликое множество, и всяк обещает чудо.
Так, постойте! Азота в воздухе 78%. Стало быть, если весь кислород вытечет из шины сам, там останется один азот? Подкачаю воздухом (в котором опять, как всегда, 78% азота) и в шине получится уже 84% азота. Второй раз подкачаю — будет 88%, а с третьего захода — 91%. Выходит, мы и так на чистом азоте катаемся. Или они что-то путают?
Вот еще: «Накачанное азотом колесо легче, чем накачанное обычным воздухом». В фирме «Домино» утверждают, что уменьшение неподрессоренной массы «будет заметно по динамике автомобиля и по расходу топлива». Представляете, на сколько десятых грамма станет легче 15-килограммовое колесо (химики, можете точно посчитать? )! Как же не заметить расход топлива! Наверное, грамма два в год можно сэкономить. А кому повезет — все три!
Сильные козыри… Я не поленился и позвонил старому знакомому, спецу из Института шинной промышленности (НИИШП). Тезис о «взрыве шины от перегрева» едва не лишил его дара речи: «Да ты что! Обычное колесо для легковушки выдерживает давление 8-9 атмосфер при норме в 2! У грузовика и того больше. Мыслимо ли до такой степени разогреть воздух в шине? Неважно, азот там или чистый кислород, — тепловое расширение этих газов практически одинаково. До сих пор «взрывов шин от перегрева» на планете не фиксировалось. И уж тем более никак азот не может повлиять на шумность шины и на сцепление с дорогой — рисунок протектора он не изменит! Ржавчина? Да, кислород, как окислитель, вызывает коррозию шины, ее металлические элементы могут и заржаветь. Оценить эффект от азота всякий может вполне: если, скажем, каркас накачанной воздухом шины сгниет и потеряет прочность лет этак за семьдесят, то шина с азотом продержится все 75! А то и 80. Фокус в том, что резина столько не живет!»
А один ведущий специалист из Института азотной промышленности о новых, «волшебных» свойствах этого газа услышал впервые от меня: «Что за чушь — охлаждает шину! А тепло куда отводит? А закон сохранения энергии? А Менделеева-Клапейрона? Уже отменили? (Томительная пауза.) А может, имелся в виду жидкий азот?»
А положительный момент все ж нашелся – вентили (то, что называют ниппелями), которые предлагают поставить на колеса азотных дел мастера уж очень красивые – хромированные, блестят. Понты, словом. Как, собственно, и вся затея с азотом. Понты. Кому они дороги – милости просим, вас ждут.

Скажу больше. Предлагают накачивать шины воздухом с запахом... лаванды, или другим, на выбор. Это уже совсем непонятно - какая разница, чем пахнет внутри колеса? Но ведь покупают...

Ну и под конец два слова о том, как не попасть в аварию из-за шин. Перегрев, как мы выяснили, им не грозит. Но лопнуть таки они могут. Чтобы этого не случилось, следите за давлением - колесо не должно быть спущенным, на нем не должно быть порезов и грыж. За всем этим следить нужно обязательно, тем более, что много сил и времени это не отнимет. Подробнее о том, как следить за шинами - здесь