Дорожное движение

Вот такой ответ дал мне водитель  со стажем 30 лет на вопрос, как он понимает термин «Дорожное движение». Разговор наш начался с темы асинхронных светофоров (или светофоров с расщепленной фазой), которые часто вызывают горячие споры в соцсетях. Мой собеседник выражал недовольство тем, что в Правилах дорожного движения нет ни слова об их работе. Мои мысли по поводу этих светофоров я изложу в следующий раз, а сейчас хочу обратить ваше внимание именно на упомянутый термин.

В Законе о безопасности дорожного движения, а вслед за ним и в ПДД сказано, что дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Допускаю, что кто-то из читателей может не знать определение общественных отношений. Это формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. То есть, дорожным движением называется не передвижение «машинок» на разного рода дорогах, а взаимоотношения людей, находящихся на этих дорогах, независимо от того, пешеходы это, пассажиры или водители. Так как на прилегающих территориях действуют те же самые ПДД, то и здесь тоже можно говорить о дорожном движении. Получается, что дорожное движение начинается сразу же, как только мы покидаем стены дома, школы, университета, офисного или торгового центра и наши пути пересекаются – в прямом смысле этого слова! - с путями движения других людей.

Правила дорожного движения - это правила поведения, фактически правила хорошего тона, только очень строгие. Не случайно говорят, что они написаны кровью. В них отражен более чем вековой опыт взаимоотношений людей на дорогах. Первые правила дорожного движения появились намного раньше, чем автомобили, и они касались в первую очередь водителей, простите, извозчиков. Чтобы хоть как-то упорядочить движение конных повозок по дорогам, был издан царский указ.

Обратите внимание, Правила дорожного движения практически полностью состоят из обязанностей водителей. Именно поэтому когда в правилах речь идет о повороте, то имеется в виду действие человека, а не поворот дороги. Если речь идет об остановке и стоянке, то подразумевается намерение человека, а не прекращение движения из-за включения красного сигнала светофора или необходимости уступить дорогу пешеходу. В Правилах дорожного движения слова «обязан» и «должен» применительно к водителю упоминаются 60 раз. Уступить дорогу правила обязывают водителей более 20 раз. А вот право дано только одно: управлять транспортным средством.

Так отчего же тогда происходят дорожно-транспортные происшествия, если все мы обязаны соблюдать правила? Увы, пресловутый человеческий фактор. Движение определяется двумя параметрами: направлением и скоростью. Но автомобиль едет не сам по себе, им управляет человек. И если водитель не снизил своевременно скорость автомобиля до предела, при котором он бы мог безопасно проехать препятствие или остановиться, случается авария. Именно при несоблюдении скоростного режима при прохождении поворота возникает центробежная сила такой величины, что  машину  заносит или она опрокидывается. Именно правильно выбранная скорость позволяет водителю располагать достаточным временем для оценки сложившихся обстоятельств и, как следствие, контролировать движение автомобиля. Если скорость будет высокой, то и времени для принятия решения будет значительно меньше. То есть, все зависит от человека. Если даже он не дорожит собственой жизнью, то, к сожалению,  от его бездумных действий страдают окружающие: водители других транспортных средств, пассажиры, пешеходы.

Современные правила дорожного движения при условии тотального их соблюдения способны обеспечить безаварийную жизнь на дорогах на девяносто с лишним процентов. Почему не на все сто? Следует учитывать и обстоятельства непреодолимой силы. В одной из прежних редакций ПДД был пункт, в котором говорилось, что каждый участник дорожного движения вправе рассчитывать на то, что не только он, но и все остальные будут соблюдать требования правил. Потом этот пункт по непонятной причине исчез. И каждый теперь должен рассчитывать только на себя. И вот тут-то снова пора напомнить, что дорожное движение -  это форма нашего сосуществования и взаимодействия на дорогах.